lilofeia (lilofeia) wrote,
lilofeia
lilofeia

Categories:

В год Вагнера..

На свете есть такое ничтожно малое количество вещей, которые я бы описала словом "ненавижу", что для их пересчета хватило бы пальцев одной руки. Рихард Вагнер--одна из таких вещей. И мое отвращение к нему началось задолго до того, как я переехала в Израиль--дело в том, что мой отец, увы, большой поклонник его творчества.
Даниель Баренбойм, например,--знаменитый дирижер и музыкант, да к тому же еврей, считает, что нелюбовь к Вагнеру в Израиле есть "симптомы тяжелой болезни". Он намекает на то, что эта нелюбовь насаждалась искусственно, хотя сами израильтяне "хотели строить новое общество" и "не были заинтересованы копаться и рыдать над страданиями их родителей".
Не знаю, по моему присказка про Иванов, родства не помнящих--это не про нас. Заподозрить Баренбойма в том, что он не знает биографию Вагнера, а след., и то, что тот был зоологическим юдофобом--тоже. Как можно играть, слушать и пропагандировать эту музыку, зная то, что содержит в себе биография этого монстра--я не знаю.
Этот год объявлен годом Вагнера. По всему миру с помпой празднуется его 200-летие. Если у кого-нибудь возникнет желание пойти и послушать его музыку--прочтите это. Может тогда станет меньше людей, которые станут утверждать, что нежелание исполнять его музыку в Израиле--это блажь, "симптомы тяжелой болезни" или рефлексии по Холокосту.


"Евреи - это черви, крысы, трихины, глисты,
которых нужно уничтожать, как чуму, до
последнего микроба, потому что против
них нет никакого средства, разве что
ядовитые газы".

Р.Вагнер, Письмо к Козиме, 1849


Я хотел бы отослать сторонников и любителей музыки Вагнера к этим страницам партитуры и потом спросить их, хотят ли они что-либо подобное слушать со сцены в Израиле. К сожалению, все эти тонкости практически неизвестны не только любителям музыки, но часто даже профессионалам-музыкантам. Зато защитникам Вагнера очень хорошо известно, например, о том, что первым дирижером оперы Вагнера "Парсифаль" был еврей Герман Леви, и это важный аргумент в устах защитников Вагнера. Но им нужно вспомнить или знать о том, как все это происходило на самом деле. Герман Леви по контракту был придворным капельмейстером баварской Королевской капеллы. Оркестр этот не имел права выступать ни с кем другим, кроме Леви. Контракт не мог отменить даже Людвиг Второй, король Баварии. Однако в случае с "Парсифалем" и Германом Леви между Рихардом Вагнером и баварским королем был составлен новый контракт.
Тех, кто хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музей немецкого искусства в Мюнхене. Фотокопия этого документа, который очень неохотно дают посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, кому и то и другое трудно или невозможно, могут найти подробное описание этого контракта в книге Клауса Умбаха "Рихард Вагнер".

Контракт этот состоит из трех пунктов. Первый: до того, как Герман Леви начнет первую репетицию, он должен креститься. Во втором пункте Вагнер оговаривает себе право никогда не разговаривать даже с крещеным Германом Леви непосредственно, а всегда только через третье лицо. Третий пункт: после первого исполнения "Парсифаля" Вагнер оговаривает себе право в присутствии баварского короля Людвига Второго сказать Герману Леви, что он, как еврей, имеет только одно право - умереть и как можно скорее. Под контрактом есть приписка, сделанная Вагнером и баварским королем: "Контракт был выполнен во всех его пунктах".
Можно попытаться обнаружить начало антисемитизма Вагнера. Он стал юдофобом после смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти его первой жены Минны Планер, которая была еврейкой. В одном из своих писем в этот период Вагнер неожиданно пишет: "Я был на кладбище и посетил могилу моей любимой собаки" (собака лежала рядом с его женой, но Вагнер пишет только о посещении могилы любимой собаки). Именно в этот момент начинается вспышка зоологического антисемитизма, который не оставляет Вагнера до самой смерти.

Однако вернемся к "Парсифалю", который занимает в творчестве Вагнера особое место. Он называл эту оперу "завещанием для будущих потомков". В предисловии к первому изданию "Парсифаля" Вагнер писал: "В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови". Для Вагнера "Парсифаль", как он сам называет, - это "избавление от Избавителя". Почему нужно избавиться от Христа? Вагнер пишет дальше: "Ведь в жилах Христа текла еврейская кровь". Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в долгие философствования о том, какая часть еврейской крови может дать право человеку считаться неевреем. И вот что он пишет в своем дневнике и что подтверждает также дневник Козимы Вагнер, его второй жены: "Сначала я пришел к выводу, что одна шестнадцатая доля еврейской крови уже может освободить еврея от его преступления перед человечеством". Кстати, напомним, что эту пропорцию - одна шестнадцатая - Гитлер считал уже достаточной, для того чтобы изолировать, но не уничтожать человека физически.
Но потом, как пишет Вагнер: "Я пришел к выводу, что даже одной микроскопической капли крови (он употребляет даже не слово "капля", а "целле" /клетка/), одной микроскопической клетки еврейской крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен". Здесь мы видим, что Вагнер пошел даже дальше нацистов. И вот этой-то идее посвятил себя Вагнер в "Парсифале".

И еще одна цитата. Вагнер просит, чтобы перед исполнением "Парсифаля" на сцене была разыграна мистерия, в которой "тело Христа будет сожжено вместе с другими евреями как символ избавления от еврейства вообще". Но даже во времена Вагнера никто не решился на подобные вещи. Или приведу такой диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает, кто пришел, и она говорит: "Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твои руки обагрены кровью. Но если они обагрены еврейской кровью, тогда ты желанный гость в моем доме".
После окончания работы над "Парсифалем" Вагнер писал своей жене, что "звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее".

Я хотел бы спросить у защитников Вагнера, знают ли они об этом? И те, кто знает, хотят ли они слушать его произведения, или, может быть, эти слова заставляют задуматься о том, что музыка не всегда является сочетанием звуков, иногда она может быть оружием смерти.
Даже Ницше назвал "Парсифаль" черной мессой. И это действительно так. Из того, что Вагнер посеял на музыкальной почве, взошли хорошие всходы.

Очень часто можно слышать: "Да, но Вагнер в этом не виноват". K сожалению, все, что пишет сам Вагнер о себе, опровергает подобный подход. Потому что Вагнер не только хотел осуществления своих идей, но даже сказал: "И после нашей смерти (он называл себя во множественном числе, ибо считал, что он и Б-г - это почти одинаковые по важности явления) мы сверху будем следить, чтобы все шло по пути, указанному нами".
Именно эти идеи Вагнера были приняты нацистским режимом, и не было необходимости изменять ни мелодию, ни слова - все подходило и без этого....

Так что, если кто-то вам скажет, что Вагнер--это всего лишь музыка, теперь и вы знаете, что это не так.
Tags: антисемитизм
Subscribe

  • Одержимость

    "Новое исследование показывает, что за 18-месячный период (с 1 января 2017 года по июнь 2018 года-- прим. мои) глава Human Rights Watch Кен…

  • Кампания ненависти на двух языках (по следам израильских выборов)

    Перевод отличной статьи Ишая Фридмана в Макор Ришон--одной из крупнейших еженедельных израильских газет, опубликованной 20.12.2019. Описываемое в…

  • Хрустальная ночь..

    В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей нацистской Германии прокатились еврейские погромы, которые вошли в историю как Хрустальная ночь (почему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Одержимость

    "Новое исследование показывает, что за 18-месячный период (с 1 января 2017 года по июнь 2018 года-- прим. мои) глава Human Rights Watch Кен…

  • Кампания ненависти на двух языках (по следам израильских выборов)

    Перевод отличной статьи Ишая Фридмана в Макор Ришон--одной из крупнейших еженедельных израильских газет, опубликованной 20.12.2019. Описываемое в…

  • Хрустальная ночь..

    В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей нацистской Германии прокатились еврейские погромы, которые вошли в историю как Хрустальная ночь (почему…